Get Adobe Flash player

Путь на сайте

  Данная статья с незначительными отличиями опубликована в Журнале "Адвокатская палата" №1, январь 2013, С.38-44 под названием "Независимость и самостоятельность института российской адвокатуры в современных условиях", и в периодическом журнале о гражданских правах "Гражданин и право" №3, 2013, С.45-56.

АДВОКАТУРА И ГОСУДАРСТВО

 Законодательство РФ позиционирует полную независимость адвокатуры от государства. Насколько это соответствует действительности и возможно ли в принципе? Последние тенденции и наблюдения в этой сфере. Ключевые слова: юрист, адвокат, государство, независимость, гражданское общество, институт адвокатуры.

THE LEGAL PROFESSION AND THE STATE

  The legislation of the Russian Federation has positioned the full independence of the Bar of the State. Is it true and is it possible at all? Recent trends and observations in the field. Keywords: lawyer, state, independence, civil society, the institution of the Bar.

  Основным профильным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность адвокатуры в нашей стране, безусловно, является Федеральный закон №63-ФЗ от 31 мая 2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (1).

  Статья 3 указанного закона называется «Адвокатура и государство». Данная норма тезисно излагает взаимоотношения института адвокатуры в нашей стране с государством, я приведу текст этой нормы:

1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

  Вплоть до принятия данного Закона руководство адвокатурой в нашей стране было возложено на Советы народных депутатов и их исполнительные органы. В действовавшем Положении об адвокатуре имелся ряд норм о взаимоотношениях адвокатуры с органами государственной власти. Например, в ст.33 устанавливалось, что Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов в пределах своей компетенции контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР "Об адвокатуре в СССР", данного Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры; устанавливают порядок оказания адвокатами юридической помощи гражданам и организациям; осуществляют другие полномочия, связанные с общим руководством адвокатурой. Новый Закон избежал такого явного и откровенного давления государства на адвокатуру.

   Адвокатура является правовым институтом, призванным на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Адвокатура - это не государственная структура, не общественная организация, а структура гражданского общества, профессиональное объединение юристов, на добровольной основе вступивших в адвокатуру.

  В первоначальных проектах Закона об адвокатуре в числе ее задач предлагались к принятию и такие, как содействие в укреплении законности и правопорядка. Однако, такие задачи относятся к функциям самого государства, для осуществления которой им создается соответствующий аппарат - правоохранительные органы, оплачиваемые государством. Содействовать этим органам в выполнении ими собственных функций по укреплению законности как независимый от государства орган и, более того, призванный в конечном итоге стоять на стороне гражданина, а не государства, которое преследует этого гражданина, адвокатура не может в силу своей юридической природы. А государство не имеет права обязывать ее выполнять такую задачу, т.е. быть своеобразным государственным агентом по содействию правоохранительным органам в укреплении законности (а это и содействие в раскрытии преступлений, и разоблачение преступников, и информирование органов о готовящихся правонарушениях и т.д.).

   Более того, законодательно запрещено допрашивать адвокатов, проводить с ними оперативные разработки в связи с делами клиентов, находящимися у них в производстве. Это прямо прописано в следующих нормах:

  1. ст. 17 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995г. №144-ФЗ: "Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту... адвокатов..." (2);

 2. ст. 19 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" от 3 апреля 1995г. №40-ФЗ: "Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе... адвокатов..." (3).

  Государство не может вменять адвокатуре и такую функцию, как содействие воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов. Адвокатура не воспитательный и не идеологический орган. В то же время адвокатам следует обратить внимание на п.5 "Международных Стандартов независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов", принятых на конференции МАЮ в сентябре 1990г. в Нью-Йорке: "На представителей юридической профессии и государственные органы возлагается обязанность обучать и просвещать общество относительно принципов правового государства, значения независимой судебной системы и всей юридической профессии, информировать их о правах и обязанностях, а также о возможных и надлежащих способах их осуществления".

  Государство и адвокатура должны соотноситься между собой как равноправные субъекты. В комментируемом Законе недвусмысленно определено, что адвокатура не подчинена государству и его органам, в том числе созданным для укрепления законности.

  В то же время говорить о полной автономности существования института адвокатуры в нынешнем государстве будет в корне неправильно. В Законе оставлены определенные "зоны" взаимных обязанностей друг к другу, т.е. государства по отношению к адвокатуре и наоборот, а также определены "точки соприкосновения" их взаимных интересов. Однако, такие обязанности и интересы следует считать основанными скорее на партнерском равенстве сторон, нежели на административных принципах подчиненности и отчетности адвокатуры перед государством.

  Например, в ведении государства находятся такие сферы, как:

- законодательное регулирование всех процессов жизни и деятельности государства, его граждан, в том числе адвокатуры (п. 2 ст. 3, ст. 4);

- ведение реестра адвокатов субъекта Российской Федерации (ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции), внесение изменений в реестр (ст. ст. 14, 15);

- определение порядка ведения реестра адвокатов (возложено на федеральный орган юстиции, ст. 14);

- обеспечение гарантий независимости адвоката (п. 3 ст. 3, ст. 18);

- социальное обеспечение адвоката, предусмотренное для граждан Конституцией РФ (п. 4 ст. 3);

- осуществление финансирования деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно или по назначению (п. 3 ст. 3, п. 8 ст. 25, ст. 26);

- выделение при необходимости адвокатским объединениям служебных помещений и средств связи (п. 3 ст. 3);  

- материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности юридических консультаций (п. 3 ст. 24);

- участие в квалификационных комиссиях адвокатских палат (участвуют по два представителя от территориального органа юстиции, по два представителя - от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, по одному - от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, по одному - от арбитражного суда субъекта Федерации. Всего, таким образом, представителей государства - 6 человек из общего количества членов палаты - 13, предусмотренных по закону (ст. 33);

- внесение представлений в адвокатскую палату о прекращении статуса адвоката при наличии сведений об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката (п. 6 ст. 17);

- подача заявления в суд в случае, если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решения о прекращении статуса адвоката (п. 6 ст. 17);

- налоговый учет доходов адвокатов и налоговых отчислений в государственные страховые фонды (см. Налоговый кодекс РФ) (4);

- работа со списками адвокатов - членами коллегий адвокатов, образованных до введения в действие настоящего Закона, проверка достоверности представленных документов и сведений, обращение (при необходимости) с этой целью в соответствующие органы и организации, внесение в реестр сведений об адвокатах и публикация в региональных средствах массовой информации списков адвокатов (ст. 40);

- регистрация общественных объединений адвокатов (см. Федеральный закон "Об общественных объединениях") (5);

- проведение совместно с президиумами коллегий адвокатов учредительных собраний (конференций) адвокатов в субъектах Российской Федерации (ст. 41);

- проведение совместно с адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации первого Всероссийского съезда адвокатов (ст. 42);

- государственная регистрация адвокатских структур (Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") (6);

- утверждение формы ордера на исполнение адвокатом поручения клиента (п. 2 ст. 6);

- утверждение формы адвокатского удостоверения и выдача этих удостоверений адвокатам (ст. 15);

- определение порядка страхования риска ответственности адвоката (ст. 19);

- требование созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов (п. 4 ст. 31).

  Названные сферы государственного регулирования в области адвокатуры не относятся к административному управлению этим институтом (за исключением налогового учета и государственной регистрации, а также определения форм удостоверения и ордера), поэтому говорить об "усеченности" принципов независимости, самоуправления и корпоративности адвокатуры, установленных в комментируемой норме, нет никаких оснований.

  Если говорить о вопросах налогового права и регистрации, то данные требования государства являются обязательными для всех субъектов деятельности на его территории. Утверждение же форм удостоверения и ордера вызвано необходимостью единообразия этого документа на всей территории государства. Такое утверждение ордеров и подписание удостоверений нисколько не ущемляет интересы адвокатуры и не посягает на ее самостоятельность.

  Что же касается права направлять представления о лишении адвокатского статуса, то и здесь никаких государственных ограничений независимости адвокатуры не просматривается, ибо если такие основания действительно есть, для адвоката совершенно не имеет никакого значения, кто направит на него такое представление. А если таких оснований нет, то, сколько ни направляй представлений, они окажутся безрезультатными для тех, кто их направляет.

  Разберем детально ст.3 данного Федерального закона.

  Применительно к адвокатуре профессиональное сообщество - это совокупность лиц, являющихся только адвокатами и никем более. Разумеется, поскольку адвокат во всех случаях юрист, то есть лицо, обладающее, как минимум, высшим юридическим образованием, иные лица, обладающие подобным образованием и юридической практикой, вправе претендовать на статус адвоката. Однако членами этого профессионального сообщества они вправе стать, только после признания их адвокатами в порядке, предусмотренном Законом.

  Сложнее обстоит дело с принадлежностью адвокатуры к системе институтов гражданского общества. Само понятие "гражданское общество" в литературе определяется как "относительно независимая от государства область жизнедеятельности людей, сфера общественных отношений, в которые вступают свободные индивиды, преследующие свои частные цели и интересы".

  О необходимости построения в России или даже с констатацией его существования выступали многие современные политики, начиная с Б.Н. Ельцина, и не исключая действующего главу государства. Однако, на конституционном уровне эта категория закреплена не была. Гражданское общество получает закрепление в отдельных нормативных актах избирательного права, законах об информации, проекте закона о нотариате, настоящем Законе но ни в одном из этих актов содержание этой категории не получило должного содержательного оформления.

  Если характеризовать адвокатуру как институт гражданского общества, то можно выделить следующие ее признаки:

  1. Полная независимость от государства. В этой связи необходимо констатировать, что иные «адвокатуроподобные» организации, создаваемые по инициативе государства и на бюджетные или иные средства, не принадлежащие защищаемому лицу, и осуществляющие юридическую помощь и защиту граждан, а также различные общественные и правозащитные организации не имеют ничего общего с адвокатурой.

  Нельзя не отметить и некоторые, относительно последние, тенденции по «сращиванию» сообщества адвокатов и государства, например, 30 декабря 2009 года адвокат Павел Астахов назначен на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (7); адвокат Юкша Янис Александрович является Советником руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (8) , адвокаты являются членами многих общественных палат различных уровней и т.д. Указанные факты, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что адвокатское сообщество становится более заметно обществом и государством, об адвокатах вспоминают не только в случаях возникновения каких-либо проблем, но и в повседневной жизни, к их профессиональному мнению начинают прислушиваться, в т.ч. власть. Заметнее роль адвокатов и в законодательном процессе. Представителей сообщества неоднократно можно было заметить при разработке отдельных проектов законов.

  Между тем, авторы некоторых известных публикаций по вопросам адвокатуры и вовсе призывают адвокатов не участвовать в политике, полагая, что у адвокатуры как таковой нет собственных политических интересов, что адвокатура нейтральна, что ее политика проявляется только через профессиональную деятельность.

 Действительно, очень незначительное число адвокатов проявляют активную политическую позицию и участвуют в выборах руководителей исполнительной власти и депутатов различных уровней. Не имея своих представителей в органах власти, которые на этот период приостанавливают свое членство в адвокатуре, голос адвокатов как носителей правовых идей, маловероятно, что будет достойно услышан.

  2. Адвокатура - это публичная, а не частная структура. Несмотря на то, что в ходе конкретного судебного процесса адвокат защищает частные интересы юридического или физического лица, на самом деле он выполняет важную конституционную обязанность государства по оказанию гражданину квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). В России, как и в любом другом демократическом государстве, эта функция в целях обеспечения объективности и беспристрастности передана независимой от государства структуре - адвокатуре. Таким образом, публичный характер носит не только деятельность самой адвокатуры, но и каждого отдельного адвоката. Что и является основой для особого порядка совершения следственных действий в отношении данной категории лиц.

 3. Экономическая самостоятельность адвокатуры. Деятельность адвоката финансируется государством лишь в исключительных случаях. Во всех остальных случаях адвокатура находится на самофинансировании и не имеет иных источников доходов, помимо профессиональной деятельности.

4. Самоорганизация адвокатуры. Адвокаты в формах, предусмотренных комментируемым Законом, самостоятельно выбирают виды самоорганизации и объединяются в те корпорации, которые этому Закону не противоречат.

 Часть вторая статьи 3 Федерального закона определяет основные принципы деятельности адвокатуры. К ним относятся:

 а) принцип законности, означающий точное и единообразное соблюдение требований закона и иного нормативно-правового акта любыми участниками правоотношений. Применительно к адвокатуре это означает, что эта корпорация создается и действует исключительно в рамках закона, а ее участники не только обязаны соблюдать в ходе работы с доверителем все требования закона, но и указывать на его нарушения всем остальным участникам процесса и добиваться их устранения в интересах доверителя;

 б) принцип независимости, означающий неподчинение адвокатуры государственным и муниципальным органам, их должностным лицам, политическим партиям, иным общественным образованиям гражданского общества. Исключение составляют законные требования властей в части осуществления адвокатурой требований закона, а также требований вышестоящих адвокатских образований, издаваемых ими на основе собственных корпоративных актов;

 в) принцип самоуправления, означающий совпадение объекта и субъекта управления. Иными словами, адвокатура как совокупность адвокатов, объединенных в соответствующие сообщества, самостоятельно вырабатывает те правила внутреннего устройства и распорядка деятельности, которым затем добровольно подчиняются все участники сообщества;

 г) принцип корпоративности по сути означает продолжение действия принципа самостоятельности. Как известно, corporatio (лат.) - объединение, сообщество. В этом качестве и выступает адвокатура, как объединение адвокатов. Необходимость включения в текст данного Закона этого принципа означает указание на действие в рамках этого сообщества так называемых корпоративных норм. С точки зрения теории права, все нормы, действующие в данном обществе, делятся на юридические, социальные и корпоративные. При этом социальные нормы - это исторически сложившиеся правила общественного поведения, соблюдение которых обеспечивается моральной ответственностью их нарушителей (общественное осуждение, прекращение контактов с нарушителем этих норм со стороны других членов общества и т.п.).

 Юридические нормы - это правила поведения, установленные законом или иным нормативно-правовым актом, распространяющие свое действие на неограниченный круг лиц, соблюдение которых обеспечивается уважением к закону, власти, а в исключительных случаях - государственным принуждением в виде меры наказания, установленной законом.

 Корпоративные нормы занимают некое среднее положение между двумя названными выше. Прежде всего, они не должны противоречит закону и иным нормативно-правовым актам, распространяют свое действие на строго определенный круг лиц - членов данной корпорации (сообщества), ими же принимаются и контролируются. Нарушение этих норм, например, адвокатской этики, может повлечь за собой крайнюю меру наказания, вплоть до прекращения адвокатского статуса;

 д) принцип равноправия адвокатов означает, что в своей процессуальной деятельности все адвокаты, независимо от их должностного положения, стажа работы, материального положения, социальных, национальных, половых различий, равноправны между собой. Что же касается их взаимоотношений вне рамок судебного и досудебного процессов, то они определяются теми корпоративными нормами, которые приняты в данном сообществе и могут устанавливать принцип неравноправия и даже подчинения друг другу.

  Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Учитывая, что договор на оказание юридической помощи носит возмездный характер (то есть доверитель оплачивает услуги выбранного им адвоката), то периодически возникают ситуации, когда лицо, остро нуждающееся в квалифицированной юридической помощи (задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый, подсудимый), в силу материального положения не в состоянии оплатить эту помощь. В этом случае услуги адвоката оплачивает государство из федерального бюджета.

  Категории лиц, которым бесплатная помощь оказывается во всех случаях, а также порядок определения расчета доходов неимущих граждан и форма расчета их с адвокатом определены ст. 26 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ. Однако, забегая вперед, необходимо отметить, что на практике эта норма работает плохо. Причина - в низкой оплате труда адвокатов государством. Например, в одном из самых дорогих по стоимости жизни субъектов Федерации - Москве, стоимость услуг адвоката, оплачиваемого из бюджета, составляет от 425 до 1200 рублей в день (9). Для сравнения, величина прожиточного минимума в Москве, недостижение которой является юридическим основания для получения бесплатной юридической помощи, составляет 9437 руб./мес. (в расчете на душу населения по состоянию на III квартал 2012 года или 314,5 руб./день).

  Между тем, рыночная цена на разовое участие адвоката в следственном действии или судебном процессе, причем независимо от того, занимает это 1 час времени или целый рабочий день, стартует от 5-6 тысяч рублей в судах I инстанции общей юрисдикции и соответственно правоохранительных органах районного уровня и порядка 10-15 тысяч рублей за разовое участие адвоката в Арбитражном суде и судах общей юрисдикции II инстанции, а также правоохранительных органов уровня округа г.Москвы. На указанную стоимость, безусловно, влияет сложность дела, позиция доверителя, а также его процессуальный статус.

  Очевидно, что при указанной огромной разнице между рыночной стоимостью адвокатских услуг и платой, в которую оценивает эти услуги государство, с какой «радостью» адвокаты берутся за работу по назначению, и каково будет качество оказываемой «квалифицированной» юридической помощи.

  Отсюда появилась достаточно крылатая фраза: «Государство делает вид что платит, а адвокаты - что защищают».

  Поэтому адвокаты всеми возможными законными способами стараются уклоняться от такого рода поручений. На практике это означает нарушение принципа равноправия адвокатов, а также конституционного принципа права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

  Что же касается выделения адвокату по назначению служебных помещений и средств связи, то на практике это происходит лишь в тех местностях, где создание адвокатских сообществ экономически нерентабельно, а юридические консультации создаются по инициативе государства. Возвращаясь к примеру г.Москвы, из названной суммы, получаемой от государства, адвокат по назначению еще и оплачивает аренду помещения и средств связи, а также несет налоговое бремя. Что делает его деятельность невыгодной.

  И еще одна деталь. Из смысла Конституции и данного Закона следует, что безвозмездная юридическая помощь оказывается только физическим лицам. Однако, Конституционный Суд РФ одним из своих решений уравнял юридические лица с физическими в части реализации ими положений главы второй Конституции, в которую как раз и входит ст. 48. К тому же, не исключена ситуация, когда юридическое лицо становится банкротом не по своей вине, а иногда и по вине государства. На наш взгляд, им также должна быть предоставлена возможность получения бесплатной квалифицированной юридической помощи.

  Часть четвертая комментируемой статьи по социальному обеспечению приравнивает адвоката к рядовому гражданину. Иными словами, адвокат при выходе на пенсию получает обычную социальную пенсию, а также оплату временной нетрудоспособности на тех же условиях. При этом необходимо отметить, что прокуроры, следователи, работники милиции, судьи при тех же обстоятельствах получают несоизмеримо большее социальное содержание не в соответствии с Конституцией, а в соответствии с отраслевым законодательством, указами Президента и ведомственными актами. Учитывая выполнение принудительной низкооплачиваемой работы, о чем шла речь выше, налицо нарушение конституционного принципа равенства прав граждан и сторон судебного процесса.

  Одним из возможных способов сближения адвокатуры и государства, по мнению некоторых авторов, является признание за адвокатурой первоочередного права на замещение вакантных судебных должностей (по примеру Великобритании). Существуют две категории юристов, в первую очередь из числа которых должны замещаться судебные должности - это адвокаты и прокуроры (помощники, заместители прокуроров), то есть лица, которые систематически и постоянно на практике принимают участие в процессе судопроизводства. В этом случае, нам удастся избежать нездоровых противоречий между судьями и адвокатами.

  Государство, получив в лице посланцев адвокатуры квалифицированных судей, станет доверять этому институту гражданского общества, а адвокатура будет вносить в систему судопроизводства свои демократические традиции. Органом, которое будет рекомендовать того или иного адвоката на занятие вакантной судебной должности могла бы стать Адвокатская палата субъекта федерации в лице его президиума. В этом случае стандарты квалификационного адвокатского экзамена должны быть идентичны стандартам судейских экзаменов. Возможно, первоначально можно было бы сохранить двухступенчатую для адвоката форму экзамена: сначала адвокатский экзамен, затем - судейский. Однако, в идеале это должен быть единый экзамен.

  Обсуждая данную тему, нельзя не коснуться вопроса о распространенном в некоторых кругах предубеждении об оппозиционности адвокатов государству. На наш взгляд, данное мнение основывается на смешение различных государственно-правовых понятий: государство, правительство, чиновник. Адвокату постоянно приходиться вступать в противоборство с государственными служащими, чиновниками, которые в массовом сознании и олицетворяют конкретное государство. Но, это не верно. Понятие государства значительно шире, чем просто система органов государственной власти, состоящая из конкретных людей. И зачастую эти «конкретные граждане» эгоистически односторонне понимают общий интерес, нарушают писаное право, т.е. то, хранителями чего в широком смысле является адвокатура. Здоровая адвокатура, основывающая свою деятельность на законе, не может быть оппозиционной институту государства, государственности нации. Оппозиционной - правительству по тактике или стратегии проведения внешней или внутренней политике - да; оппозиционной некомпетентному чиновничеству - да; оппозиционной государству - нет.

  Особую роль играют международные акты, касающиеся адвокатов. Если говорить вообще о государственных гарантиях деятельности адвоката, то необходимо было бы в Законе об адвокатуре посвятить этому целую норму, и в обязательном порядке продублировать требования Основных положений о роли адвокатов по предупреждению преступлений, принятых VIII Конгрессом ООН в августе 1990г. В частности, так же, как для адвокатов других развитых государств, где существуют правовые системы, и для российского адвоката имеют существенное значение следующие гарантии правительства, предоставляемые адвокатам:

- возможность исполнять все свои профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

- возможность свободно путешествовать и консультировать клиента в своей стране и за границей;

- невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами;

- там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями;

- адвокаты не должны идентифицироваться со своими клиентами и делами клиентов в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей;

- суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения;

- адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе;

- обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе — не позднее окончания расследования до судебного рассмотрения;

- правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей (ст. ст. 16—22 Основных положений).

  Независимость адвокатуры может и должна проявляться в следующих сферах:

1) в формировании адвокатского сообщества (прием в профессиональную ассоциацию и исключение из нее);

2) в организационных вопросах (структура сообщества, формирование руководящих органов, определение прав и обязанностей адвоката по отношению к сообществу);

3) в деонтологических вопросах (от греч. δέον — должное) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики;

4) в экономических вопросах;

5) собственно в профессиональной деятельности (практике).

  Адвокаты с необходимостью концентрируются в сообщество. Они практически не могут действовать в одиночку, как сугубо частные лица. Ибо, занимаясь адвокатской деятельностью, частное лицо стоит лицом к лицу с громадной и всесильной государственной машиной, не говоря уж о преступном мире, который давит на адвоката с другой стороны и иногда пересекается с государством.

  Может ли зависимая организация адвокатов защищать их независимость? Вопрос сугубо риторический: разумеется, чтобы защищать независимость адвоката, само адвокатское объединение должно быть независимым. Именно поэтому максимальное количество вопросов, связанных с адвокатской корпорацией, должно решаться самими адвокатами.

  Серьезное внимание профессии адвоката и деятельности адвокатуры уделено и на уровне Европейского Союза. Совет Европейского Сообщества в последнее время также принял ряд Директив, позволяющих взглянуть на адвокатское сообщество как на организацию, полностью независимую от государства. К ним относятся в первую очередь Рекомендации Комитета Министров Совета Европы «О свободе осуществления профессии адвоката» (10).

  В данном документе осуществление адвокатской деятельности рассматривается в тесной связи с культурным, социальным, политическим и историческим контекстом каждого общества. В любом демократическом обществе адвокаты призваны играть важнейшую роль в деле отправления правосудия, в предотвращении и разрешении споров, а также в защите прав человека и основных свобод. В последнее десятилетие практика права значительно эволюционировала, и практикующие юристы вынуждены подходить к своей деятельности с более коммерческих позиций. Однако при этом они всегда должны оставаться представителями независимой профессии.

  В выводах многосторонней встречи, проводившейся Советом Европы (Будапешт, 9—11 декабря 1997 г.), указывалось, в частности, что адвокаты во всех странах обязаны соблюдать определенные принципы. В их числе — независимость, порядочность, конфиденциальность, предотвращение коллизий интересов, воздержание от всякой деятельности, несовместимой с независимым исполнением их миссии, гласность, защита интересов клиента и уважение к правосудию. В рамках указанных на этой встрече рекомендаций по повышению справедливости и эффективности правосудия, и, в частности, по сокращению неоправданных задержек в ходе судебного разбирательства (в соответствии со ст. 6 Европейской Конвенции по правам человека), Европейский комитет по правовому сотрудничеству (CDCY) предложил Экспертному комитету по эффективности правосудия составить проект указанных выше Рекомендаций о свободе осуществления адвокатской деятельности, который и был принят Комитетом Министров Совета Европы. Ниже приводятся эти принципы без раскрытия их полного содержания, хотя и с некоторыми краткими комментариями, наиболее необходимыми для первоначального этапа деятельности адвокатуры по новому закону:

  Принцип I. Общие принципы свободы осуществления адвокатской деятельности. Здесь, наряду с важнейшими положениями об обеспечении права на защиту, реального доступа к услугам независимой адвокатской профессии, имеется следующее указание: «Чтобы реально справляться со своей ролью в защите прав доверенных лиц, адвокаты должны быть в состоянии давать советы своим клиентам и представлять их в соответствии с законодательством соответствующих государств, а также с установившимися профессиональными нормами, не подвергаясь необоснованным ограничениям, влияниям, давлению, угрозам и вмешательству с чьей бы то ни было стороны» (принцип I.4).

  Кроме того, в этом принципе Рекомендаций упоминается о праве доступа адвокатов ко всем необходимым документам для надлежащего выполнения ими своей роли. Уточняется, что ни одно дело не может быть доступно для одной стороны и недоступно для другой (принцип равенства возможностей в ходе судебного разбирательства — принцип I.7).

  Принцип II. Профессиональное юридическое образование, повышение квалификации и доступ к адвокатской профессии. В этой части Рекомендаций содержатся важные нормы, которые государства должны применять для обеспечения адвокатам надлежащей профессиональной подготовки и регламентации их доступа к профессиональной деятельности. Признается, что юридическое образование, повышение квалификации и опыт являются основными факторами для обеспечения, сохранения и повышения уровня требуемых специальных знаний.

  Принцип III. Роль и обязанности адвокатов. Рекомендации исходят из того, что любое лицо или группа лиц вправе потребовать помощи адвоката для защиты или отстаивания своих прав и интересов в рамках закона, а адвокату в этом случае надлежит сделать все от него зависящее, действуя честно и независимо. Разумеется, адвокаты не должны подвергаться дискриминации со стороны властей в зависимости от того, кто является их клиентом (или от характера дела их клиента).

  Таким образом, в изложенном содержится напоминание о важности профессиональных и деонтологических (внутренних профессиональных правил, кодексов чести и проч.) норм, которые следует разрабатывать адвокатским коллегиям или другим профессиональным ассоциациям адвокатов для того, чтобы адвокаты защищали интересы своих клиентов абсолютно независимо, усердно и справедливо (принцип III.1).

  В принципе III.3.а. указывается, что адвокаты обязаны давать советы своим клиентам относительно их прав и обязанностей, а также по поводу вероятного исхода дела, включая финансовые издержки. Часть финансовых издержек клиента на ведение адвокатом дела может составить гонорар адвоката. Именно поэтому адвокаты должны информировать своих клиентов о расходах в течение всего разбирательства.

  Принцип III.3.д. требует от адвоката не брать на себя больше работы, чем он в состоянии реально выполнить, поскольку он не сможет работать на желаемом оперативном уровне. Адвокат должен проявлять должное уважение к магистратуре и содействовать нормальному и справедливому функционированию судебной системы (принцип III.4).

  Принцип IV. Право всех граждан на консультацию с адвокатом. Существует тесная связь между свободой осуществления адвокатской деятельности и обязанностью адвокатов предоставлять свои услуги всем членам общества, отстаивать права человека - как гражданские и политические, так и экономические, социальные, культурные. Равный доступ богатых и бедных к закону необходим для обеспечения правового государства. Вот почему необходимо реально обеспечивать правовые услуги всем тем, чьи права находятся под угрозой, включая и тех, кто не в состоянии их оплатить. Это вытекает из того, что в правовом государстве каждый обвиняемый имеет право защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия. В то же время адвокаты, оказывающие экономически незащищенным лицам юридические услуги, полностью или частично оплачиваемые из государственных фондов, должны оставаться независимыми как представители независимой профессии (принцип IV.5).

  Итак, здесь перечислены наиболее важные международные документы, в которых детализированы основные положения и принципы деятельности адвокатуры правового государства. В основном дух и содержание многих перечисленных норм вошли в принятый в РФ Закон об адвокатской деятельности. В частности, его концепция и указанная выше ст. 3 как раз и основаны на международных стандартах независимости адвокатуры. Однако в более детализированном виде эти нормы в Законе не упоминаются. Более того, ряд его положений можно смело отнести к несоответствующим международной практике регламентирования роли адвокатов и основных принципов деятельности адвокатуры. Поэтому при возникновении правовых коллизий по данному вопросу, на наш взгляд, следует руководствоваться п.4 ст.15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Ссылки:

1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №23. Ст.2102.

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СЗ РФ. 1995. №33. Ст.3349.

3. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" // СЗ РФ. 1995. №15. Ст.1269. 

4. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3824.

5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. №21, Ст.1930. 

6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". СЗ РФ. 2001. №33 (ч.I). Ст.3431.

7. Указ Президента РФ 30 декабря 2009 г. №1518 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" // СЗ РФ. 2010. №1. Ст.93. 

8. Персональный сайт адвоката Я.А. Юкши: http://yuksha.ru.

9. Размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, составляет за 1 день участия:

- с 1 июля 2012 г. - не менее 425 руб. и не более 1200 руб., а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время - не менее 850 руб. и не более 2400 руб.;

- с 1 января 2013 г. - не менее 550 руб. и не более 1200 руб. а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время - не менее 1100 руб. и не более 2400 руб. (п.1 постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 г. №400 "О размере вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда" с изм. и доп. от 25 мая 2012 г.).

10. Рекомендации Комитета министров Совета Европы "О свободе осуществления профессии адвоката"// Адвокатские вести. 2001. №2.

 

 

 

Журнал «Следователь», Издательская группа «Юрист» №2, 1998. С.42-43

 

Развитие института приостановления

производства по уголовным делам

после Революции 1917 года

После Революции 1917 года институт приоста­новления производства по уголовным делам разви­вался и совершенствовался вместе с происходивши­ми переменами в общественной жизни.

Подробнее: Развитие института приостановления производства по уголовным делам после Революции 1917 года.

Журнал «Следователь», Издательская группа «Юрист» №6, 1997. С.56-57

История развития института приостановления

предварительного следствия

до Революции 1917 года

Современный институт приостановления — это ре­зультат его длительного исторического развития. Он "вы­кристаллизовывался" и совершенствовался в соответст­вии с этапами развития нашего общества.

Подробнее: История развития института приостановления предварительного следствия до Революции 1917 года.

Сборник статей адъюнктов и соискателей «Проблемы теории и практики правоохранительной деятельности органов внутренних дел». Юридический институт МВД России, Москва, 1997. С.82-86

 

         ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ОБВИНЯЕМОГО КАК ОСНОВАНИЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

 

Приостановление производства по уголовному делу есть вре­менная мера, обусловленная невозможностью закончить предвари­тельное расследование без участия обвиняемого.

Подробнее: Психическое заболевание обвиняемого как основание приостановления производства по делу.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

                                              

 

 На правах рукописи

 

 

Королёв Михаил Викторович

 

 

 

 

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

СЛЕДСТВИЯ В СВЯЗИ С ПСИХИЧЕСКИМ ИЛИ ИНЫМ

ТЯЖКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ ОБВИНЯЕМОГО

 

 

Подробнее: Приостановление предварительного следствия в связи с психическим или иным тяжким заболеванием...