Журнал «Современное право» №2(1)2008, г.Москва.

Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

 

 

О необходимости законодательного закрепления стадии доследственной проверки как гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина

В настоящее время в действующем уголовно-правовом законодательстве практически отсутствует какая-либо регламентация того периода времени, который проходит с момента получения сообщения о преступлении и регистрации его в книге учета сообщений о преступлении (КУСП) и до принятия по данному сообщению какого-либо процессуального решения. Данный промежуток времени или стадия получили название доследственная проверка по материалу. Эта стадия существует только в том случае, если уголовное дело не было возбуждено сразу же после получения сообщения о преступлении, т. е. по факту.

Субъектами данной стадии с одной стороны являются должностные лица органов осуществляющих дознание, специалисты и эксперты различных учреждений, а с другой – лица, каким-то образом владеющие информацией об интересуемом событии.

Единственное, что регламентирует УПК РФ, касаясь доследственной проверки, так это сроки ее проведения и возможные процессуальные решения.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ решение по сообщению о преступлении должно быть принято не позднее трех суток со дня его поступления. Данный срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).  

По результатам проведения доследственной проверки согласно ч. 1 ст. 145 УПК РФ может быть принято одно из следующих процессуальных решений:

1)     вынесено постановление о возбуждении уголовного дела;

2)     вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

3)     вынесено постановление о передаче сообщения по подследственности.

На стадии доследственной проверки УПК разрешает производство документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Вот, можно сказать, и вся законодательная база, которая регламентирует доследственную проверку по УПК РФ.

На наш взгляд, уже тот факт, что вся эта скудная информация содержится в Главе 19 УПК РФ «Поводы и основания для возбуждения уголовного дела», а не в отдельной главе, свидетельсвует о том, что законодателем недостаточно уделено внимания стадии доследственной проверки.

Значение данной стадии трудно недооценить. Именно на ней формируется и первоначально закрепляется вся информация об интересуемом событии, которая впоследствии в рамках уголовного дела лишь обретает процессуальные формы, которые позволяют назвать эту информацию доказательствами. На доследственной проверки зачастую проводится такое следственной действие как осмотр места происшествия. Особенность данного следственного действия заключается в том, что это единственное следственное действие, проведение которого возможно до возбуждения уголовного дела и которое фиксирует первоначальную информацию о событии в материальном выражении, расположение предметов, следы и т. д. Протокол осмотра места происшествия является доказательством.

Основная форма получения информации на стадии доследственной проверки – это получение объяснений от лиц, которые что-либо знают или могут знать об интересуемом событии. Данная форма общения между гражданами и правоохранительными органами законодательно никак не регламентирована, что влечет за собой определенные правовые последствия:

1)           Лица, дающие объяснения в процессуальном положении одинаковы, независимо от степени их участия и осведомленности об интересуемом событии. В связи с чем, ни на кого из них не может быть возложена обязанность давать показания, как допустим на свидетеля, никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний.  

2)           На данной стадии не существует такого понятий как обязательное и бесплатное участие защитника, т. к. защитник согласно условий ст. 51 УПК РФ на таких основаниях может быть предоставлен только после возбуждения уголовного дела, когда в отношении  лица вынесено постановление о привлечении в качестве подозреваемого или обвиняемого, хотя уже на доследственной проверке усматривается его процессуальное положение как свидетеля, потерпевшего или подозреваемого. В связи с чем, данный факт на наш взгляд является нарушением Конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленного ст. 48 Конституции РФ, а соответственно и статей 45, 46 Конституции, согласно которым каждому гарантируется судебная защита прав и свобод и обеспечивается возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

3)           На данной стадии не могут быть заявлены отводы лицу производящему доследственную проверку, переводчику или специалисту, эксперту, привлекаемым по данному материалу для решения определенных задач, т. к. опять же отвод возможен только при возбужденном уголовном деле.

4)           На стадии доследственной проверки к гражданам не могут быть применены ни меры процессуального принуждения, ни меры пресечения т. к., в законе четко очерчен круг лиц, в отношении которых они могут быть применены. В связи с вышеуказанным на стадии доследственной проверки никто не может быть задержан. На практике же возникают случаи, когда нет еще достаточных поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, но уже есть лицо, которое вероятно совершило преступление и может скрыться, если не будет изолировано или воспрепятствовать установлению истины. Зачастую в таких случаях сотрудники правоохранительных органов грубо нарушают права и свободы человека, фальсифицируя материал административного правонарушения по ст. 20. 1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» и помещают данное лицо до принятия решения по данному материалу в комнату административно задержанных.

5)           На доследственной проверке никто не может быть вызван в правоохранительные органы или обязан явкой. Это косвенно вытекает из самих бланков образцов уголовно-процессуальных документов. Так, например, из самого названия документа «повестка о вызове на допрос», лицо вызывается для допроса, участия в следственном действии при возбужденном уголовном деле. Исходя из вышеизложенного лицо может быть только приглашено для дачи объяснений, и отказ от этого приглашения соответственно не может повлечь никаких негативных правовых последствий для приглашаемого лица, в том числе оно не может быть подвергнуто приводу.

6)           Помимо получения объяснений от граждан, на доследственной проверке изучаются и анализируются документы, предметы, имеющие отношение к изучаемому событию. В некоторых случаях их необходимо истребовать у физических и юридических лиц. Остается дискуссионным вопрос о том, обязаны ли данные лица предоставлять какие-либо документы по запросам правоохранительных органов и не нарушаются ли их права. С одной стороны федеральные законы «О Милиции»[1] и «Об оперативно-розыскной деятельности»[2], дают возможность требовать все необходимые предметы материального мира, но обязанность лица исходя из этих требований предоставить эти предметы, на наш взгляд, возникать не может. Так как, опять же согласно ч. 1 ст. 51 Конституции РФ «никто не обязан свидетельствовать против самого себя…», а само свидетельство может быть выражено не только словесно, но и в виде предоставления каких либо предметов. С другой стороны, в другом нормативно-правовом акте – Уголовно-процессуальном кодексе РФ, юридическая сила которого, на наш взгляд, значительно выше указанных законов, содержится два способа изъятия предметов и документов, имеющих значения для дела – это следственные действия обыск и выемка[3]. Получение доказательств таким способом уже не является нарушением прав и свобод человека и гражданина, а является необходимым для установления истины по расследуемому преступлению.

Таким образом, на наш взгляд, отсутствие законодательного закрепления стадии доследственной проверки, порождает многочисленные и повсеместные нарушения прав и свобод человека и гражданина.   

 

 



[1] Ст. 11 Закона  РФ «О милиции» № 1026-1 от 18 апреля 1991 года.

[2] Ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12 августа 1995 года.

[3] Ст. ст. 182-185 УПК РФ.